Рождение рельсовой дорогиРождение рельсовой дороги Для перемещения одной тонны груза по рельсам достаточно силы в 2 кг, современному же автомобилю на дороге с асфальтовым или бетонным покрытием на 1 т требуется тяговая сила в 14 кг, на средней по качеству макадамовой дороге - в 30 кг, а на рыхлой грунтовой дороге- в 200 кг. У предков современной железной дороги рельсы были деревянные. На одной средневековой миниатюре, исполненной в 1430 г., изображены чешские гуситы за строительством военного укрепления; материал для стройки они перевозят в тележках по длинным деревянным брусьям. О сходном способе перевозки грузов говорит Мюнстер в описании одной эльзасской шахты. Это удачное нововведение быстро распространилось по всем государствам Европы. Один из самых ценных экспонатов Берлинского музея - небольшой участок деревянной рельсовой дороги вместе со стрелкой из шахты «Двенадцать апостолов» в Трансильвании. Английская королева Елизавета пригласила шахтеров из Гарца и Трансильвании, которые «внедряли новую технику» и на английских шахтах. Вскоре легко движущиеся вагонетки вытеснили мулов. Однако у нового способа перевозки был большой недостаток: деревянные рельсы очень быстро приходили в негодность. Чтобы продлить срок их службы, один из инженеров металлургического завода в Колбрукдейле по фамилии Рейнольде в 1767 г. предложил покрывать деревянную основу чугунными накладками. Немногим позже другой инженер, Кэрр, внес еще одно предложение: снабдить накладку с наружной стороны выступом, который не даст колесу соскользнуть с рельса. Отсюда оставался всего один шаг до рельсов конструкции Джессопа, при которой колесо катится по головке рельса и стабильно удерживается на ней благодаря выступающему краю самого колеса. Теперь железнодорожный транспорт окончательно отделился от всякого другого, поскольку вагоны Джессопа передвигаться по безрельсовым дорогам не могли. |
|