Рождение рельсовой дороги


Рождение рельсовой дороги

Для перемещения одной тонны груза по рельсам достаточно силы в 2 кг, современному же автомобилю на дороге с асфальтовым или бетонным покрытием на 1 т требуется тяговая сила в 14 кг, на средней по качеству макадамовой дороге - в 30 кг, а на рыхлой грунтовой дороге- в 200 кг.

У предков современной железной дороги рельсы были деревянные. На одной средневековой миниатюре, исполненной в 1430 г., изображены чешские гуситы за строительством военного укрепления; материал для стройки они перевозят в тележках по длинным деревянным брусьям. О сходном способе перевозки грузов говорит Мюнстер в описании одной эльзасской шахты. Это удачное нововведение быстро распространилось по всем государствам Европы. Один из самых ценных экспонатов Берлинского музея - небольшой участок деревянной рельсовой дороги вместе со стрелкой из шахты «Двенадцать апостолов» в Трансильвании. Английская королева Елизавета пригласила шахтеров из Гарца и Трансильвании, которые «внедряли новую технику» и на английских шахтах. Вскоре легко движущиеся вагонетки вытеснили мулов.

Однако у нового способа перевозки был большой недостаток: деревянные рельсы очень быстро приходили в негодность. Чтобы продлить срок их службы, один из инженеров металлургического завода в Колбрукдейле по фамилии Рейнольде в 1767 г. предложил покрывать деревянную основу чугунными накладками. Немногим позже другой инженер, Кэрр, внес еще одно предложение: снабдить накладку с наружной стороны выступом, который не даст колесу соскользнуть с рельса. Отсюда оставался всего один шаг до рельсов конструкции Джессопа, при которой колесо катится по головке рельса и стабильно удерживается на ней благодаря выступающему краю самого колеса. Теперь железнодорожный транспорт окончательно отделился от всякого другого, поскольку вагоны Джессопа передвигаться по безрельсовым дорогам не могли.

Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0